Пятница, 24.11.2017, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "Гимназия №1 г. Кувандык Оренбургской области"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки уроков

Урок русского языка по теме "Перенос слов с двойными согласными. Разбор сло с двойными согласными по составу"

Предмет:  русский язык

3 класс УМК « Система общего развития  Л.В.Занкова». Автор: А.В.   Полякова.

Тип урока: комбинированный урок.

Способ проведения урока: сочетание различных форм занятий.

Тема. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными       согласными по составу.

 

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

 

 Класс: 3 класс (ІІ-ое полугодие)

 

Технологии: использованы программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Exsel


Тема урока:  Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу.

Цели:

1.     Учить правильно, обозначать двойной согласный на письме.

2.     Закрепить умения переносить и разбирать по составу слова с двойными согласными.

3.     Развивать орфографическую зоркость, речь, творческое мышление.

4.     Пополнить словарный запас учащихся.

5.     Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

 Оборудование: учебник,  компьютеры, тесты, дидактический материал, орфографические словари, толковый словарь.

 Ход урока

І. Организационный момент.

Я тетрадочку возьму

В уголочек положу,

А теперь её открою,

Я – друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

ІІ. Сообщение темы и задач урока.  (Тема урока. Слайд 1)

- Сегодня на уроке закрепим умения переносить и разбирать по составу слова с двойными согласными. В конце урока определим, какой ряд самый активный.

(Подсчёт жетонов).

Задачи урока: (Слайд 2)

1.     Повторить правила переноса слов с двойными согласными.

2.     Выяснить, где встречаются двойные согласные.

3.     Учиться писать и разбирать  по составу слова с двойными согласными.

ІІІ. Повторение пройденного.

1.     Индивидуальная работа. Работает группа учащихся (4-5 человек) на компьютере.

Цель: развитие орфографической зоркости.

Задание: вставьте пропущенные орфограммы, устно подберите проверочные слова. (Слайд 3)

 

2.     Проверка домашнего задания.

- Как правильно переносить слова с двойными согласными? Приведите примеры.

- Всегда ли двойные согласные встречаются только в корне слова? Приведите примеры.

- Вы должны были написать дома  рассказ, используя, как можно больше слов с двойными согласными.

Задание классу: назвать  из рассказов слова с двойными согласными.

(Заслушиваются 3-4 рассказа).

- Прослушав ваши рассказы, мы, не покидая класса, совершили путешествие почти по всему земному шару: «увидели» и Спасскую башню Кремля (показываю иллюстрацию Слайд 4), жирафа, гуляющего по саванне (Слайд 5), и узнали о городе Новороссийске (Слайд 6).

 Проверка индивидуальной работы.

 ІV. Словарно-орфографическая работа.

1.     Комментированное письмо.

Задание: вставьте пропущенные орфограммы.

  Кла…  , …кскурсия,  гру…а,  …се…ие,  лист…я, ко…екция, ра… ка…   .

     2. Индивидуальная работа у доски (2 учащихся):

1-ый – из данной группы слов, выписать слова с двойными согласными в корне (класс, группа, коллекция), и составить рассказ, используя в нём данные слова.

 Примерный рассказ:

  Наш класс ходил на экскурсию в осенний лес. Группа ребят собрала коллекцию листьев для гербария. На следующем уроке русского языка мы напишем рассказ о приходе осени в наш край.

2-ой -  из данной группы слов выписать слова  с двойными согласными на стыке приставки и корня, корня и суффикса (осенние, рассказ). Разобрать их по составу.

Демонстрация картин художников: Юрий Панцырев «Начало осени». Какая осень? (Ранняя) (Слайд 7)

- Как переносить это слово? Запишите и разберите по составу.

 Исаак Левитан. Золотая осень. (Слайд 8)

- Какую осень изобразил художник»?

Алексей Саврасов. Осень. Деревушка у ручья. (Слайд 9)

- Какая осень? (Поздняя)

- Какая орфограмма в слове?

А. Пушкин «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…»

V.  Закрепление изученного материала.

(Группа ребят выполняет тест на компьютере (по количеству компьютеров в кабинете), а остальные на карточках).

Учитель:

- Можно пользоваться словарём.

 Тест по теме « Слова с двойными согласными» (Слайд 10)

 

1. В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная:

    А) хо…ей,  шо…е,  ра…каз;

    Б) дли…а,  дли…ый, весе…ий;

    В) ко…ектив, прожу…ать, кра…ный.

 

2.     В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная не в корне:

           А) килограмм, группа, класс;

           Б)  аккуратный, сумма, субботник;

           В) поддон, оттолкнуть, утренний.

 

3.     В каком ряду, верно, выполнен перенос слов:

      а) рас-свет, с-сора, грам-м;

      б) от-тепель, осен-ний, Ал-ла;

      в) от-тянуть, ван-на,  а-ллея.

       Ключ к тесту: 1. А;  2.В;  3.Б. (Слайд 11)

Критерии оценки:      «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2»- 3 ошибки

          Взаимопроверка с экрана.

VІ. Творческая работа. (Слайд 12)

-Восстановите пословицы, Объясните смысл каждой пословицы.


Чужая денежка                    да каменное сердце

Друг друга поддерживать –                а к здоровому бежит

Медовый язык,                                   карман жжёт

У коллектива                                      победу одерживать

Аппетит от больного  бежит,                большая сила

 Самопроверка с экрана. (Слайд 13)

- Выпишите слова с двойными согласными, разделите их для переноса.

(под-держивать, поддер-живать, поддержи-вать;

кол-лектив, коллек-тив;

ап-петит, аппе-тит;

камен-ное, ка-менное)

 

Дополнительное задание:

- Выписать из пословиц слова с изученными орфограммами:

1-ряд – слова с поверяемыми безударными гласными в корне (2-3 слова);

2-ряд – слова со звонкими и глухими согласными, которые требуют проверки;

3-ряд – слова с непроизносимыми согласными.

 Учитель. К нам пришли из других языков слова с двойными согласными. Написание данных слов можно проверить по словарю. Прочитайте, что обозначают эти слова. (Слайд 14)

 VІ. Итог урока.

- Расскажите всё, что знаете о словах с двойными согласными.

- Какой ряд был самым активным на уроке? (Подсчёт жетонов)

Выставление оценок

 Домашнее задание: Упр.169. Повторить словарные слова.

 

Дополнительный материал к уроку для учителя.

Двойные согласные в корне и на стыке корня и приставки

В русских словах встречаются двойные согласные жж, сс, нн .

Согласные жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них: вожжаться (прост.), дрожжевой, жужжание, можжевеловый.

 

Примечание. В словах брыжейка ('складка брюшины'), брыжи ('отделка на воротнике, манжетах мужской сорочки'), жужелица пишется одна ж .

 

Согласные жж пишутся в корнях некоторых слов и их форм, образованных от глагола жечь: жжешь, жжет, жжем, жжете, жженый, жженный, жжение, жженка; здесь вторая ж   - результат чередования г - ж (жг-у -  жж-ет).

 

Примечание 1. Согласные жж сохраняются и в приставочных образованиях от глагола жечь: возжженный (возжечь), выжженный (выжечь), изожженный (изжечь), прожженный (прожечь).

 

Примечание 2. Слово изжога пишется через зж , так как состоит из приставки из- и корня -жог-.

 

Примечание 3. В словах, где происходит чередование зг - зж, зд - зж , пишется зж (хотя произносится [] или []: мозжечок (мозг), визжать (визг), брюзжать (брюзга), дребезжать (дребезги), позже (поздно), приезжать (приезд).

 

Слово брезжить образовано от корня -брезг- (ср. ст.-сл. пробрезгъ - 'рассвет').

 

Согласные сс пишутся в слове ссора и в производных от него: ссориться, а также в словах с корнем -росс-: Россия, россиянин, россиянка, великоросс, малороссиянин, малороссиянка.

 

Примечание 1. В корне -рус- пишется одна с: русист, русифицировать, обрусеть, белорус, белоруска, но: русский, белорусский (так как прибавляется суффикс -ск- ).

 

Примечание 2. Просторечное слово Расея и производное от него расейский пишутся с одной с.

 

Согласные нн пишутся в слове одиннадцать (по происхождению один на десять).

 

Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть оканчивается, а другая начинается одной и той же буквой: главветврач, госсектор, замминистра, Моссовет, поммастера.

 

Примечание 1. В первой части сложносокращенного слова, оканчивающейся двумя одинаковыми согласными, пишется только одна согласная: грамзапись (граммофонная запись); корпункт (корреспондентский пункт), преспорошок (прессованный порошок).

 

Исключение: прессшпан (нем.) - 'тонкий плотный глянцевитый картон, применяемый для книжных переплетов, блокнотов, а также как изоляционный материал в электронике'.

 

Примечание 2. В конце сложносокращенных слов военкор, рабкор, селькор, собкор, спецкор, юнкор и производных от них (военкоровский, селькоровский, юнкоровцы) пишется одна буква р . Эти слова надо отличать от графических сокращений типа соб. корр., спец. корр ., представляющих два слова (собственный корреспондент, специальный корреспондент).

 

Примечание 3. В словах Кузбасс, Донбасс пишутся две буквы с (бассейн).

 

Двойные согласные сохраняются в сложных словах перед дефисом: пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-папье, пресс-служба, пресс-форма, пресс-центр.

 

Двойные согласные, как правило, пишутся перед суффиксами в производных словах, образованных от основ, оканчивающихся на эти согласные: Бонн - бонн-ский, ватт - стоватт-ный, группа - групп-ка - групп-овой - групп-овщина - групп-ироватъ, Дарданеллы - дарданелль-ский, колосс - колосс-альный, компромисс - компромисс-ный, коралл - коралл-овый, Лозанна - лозанн-ский, металл - металл-оид - металл-олом - металл-ический, программа - программ-ный - программ-ка, Сорбонна - сорбонн-ский, хетты - хетт-ский.

 

Примечание 1. Написание дарданельский (с одной л) не рекомендуется.

 

Примечание 2. В некоторых словах перед суффиксам пишется одна согласная: антенщик, антенка (хотя антенна, антенночка); кристальный, кристальность, кристально, кристальчик (в остальных словах пишутся две л: кристаллический, кристаллик, кристаллизация и т.д.); колонка (во всех значениях), колончатый, колонковый, колоночный, полуколонка, колонтитул, колонцифра (в остальных словах пишется удвоенная н: колоннада, колоннообразный, полуколонна и др.); манка (хотя манная крупа), нуль, нулевой, нулевка (хотя нуллифицировать, нуллификация); оперетка, опереточный, опереточник (хотя оперетта); -тонка  - составная часть сложных существительных: полуторатонка, трехтонка (хотя тонна, тоннаж, полуторатонный); финский, Финляндия, финка (хотя финн, финно-угорский); форменка (хотя форменный).

 

Примечание 3. Слова бриллиант, бриллиантовый, бриллиантин, бриллиантщик имеют орфографические варианты: брильянт, брильянтовый, брильянтин, брильянтщик.

 

Слово бильярд и производные от него бильярдная, бильярдный предпочтительнее писать с ь , хотя допускаются и варианты: биллиард, биллиардная, биллиардный.

 

Слова биллион, миллиард, миллион, триллион пишутся только с двумя л , а квадриллион, квинтиллион имеют орфографические варианты: квадрильон, квинтильон.

 

Двойные согласные пишутся на стыке корня и приставки, если приставка оканчивается, а корень начинается той же буквой: беззаветный, бесследный, воззвание, воззрение, рассердить, расстегнуть.

 

Примечание. Написание слов поддать ('подбросить вверх ударом снизу; ударить кого-либо') и подать ('дать, поднести') зависит от приставок по- и под- с разными значениями; ср. также глаголы поддаться ('уступить воздействию чего-, кого-либо, не оказать сопротивления') и податься ('сдвинуться с места, переместиться в каком-либо направлении, отправиться куда-либо').

 

Написание слов типа оббегать и обегать правомерно с одной и двумя согласными, т.е. они имеют орфографические варианты (ср.: оббить и обить) [О правописании двойных согласных на стыке корня и суффикса см. раздел 1.2.2, п. 7; о двойных согласных в суффиксах прилагательных и причастий см. раздел 1.12.1, п. 4, см. раздел 1.12.2; о написании н или нн в словах, образованных от прилагательных и причастий, см. раздел 1.6.5].

 

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

 

аббатство, аббревиатура, абиссинцы, агрессия, акклиматизировать, аккомодация, аккомпанемент, аккорд, аккордеон, аккредитив, аккумулятор, аккуратный, аллах, аллегория, аллегро, аллергия, аллея, аллигатор, аллилуйя, аллопат, аллюр, аммиак, аммонал, аммоний, анналы, аннексия, аннибалова (клятва), аннотация, аннулировать, аппарат, апеллировать, аппендицит, аппликация, артиллерия, ассамблея, асессор, ассенизатор, ассигнация, ассимилировать, ассистент, ассонанс, ассорти, ассоциация, атолл, атташе, аттестат, аттракцион, аффект;

 

баккара, балл, баллада, балласт, баллистика, баллон, баллотировать, барокко, барражировать, баррикада, бассейн, белладонна, беллетристика, би ион, биссектриса, бруо, буддизм, буффонада, бюллетень;

 

ванна, вассал; галлицизм, галлы, галлюцинация, гамма, гиппопотам, грамм, грамматика, грипп, гросс, гроссмейстер, группа;

 

дилемма, дистиллировать, диффамация, дифференциал, диффузия, дрессировать; идиллия, иллюзия, иллюминатор, иллюстрация, индифферентный, интеллект, интеллигент, интермеццо, ипподром, ирригация;

 

каллиграфия, кассация, кассета, кассировать, кессон, клемма, коллаборационист, коллегия, коллектив, коллектор, коллекция, коллоид, коллоквиум, колонна, колоннада, колосс, коммерция, коммивояжер, коммуникабельный, коммутатор, коммюнике, компрессор, конгресс, концессия, коралл, корректив, корректный, коррелят, коррида, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл;

 

массировать, месса, миссия, муссировать, муссон; нарцисс, нетто, ниппель, новелла, нуллифицировать;

 

оккупация, оппозиция, оппонировать, оппортунизм, оттоманка; параллелепипед, пассаж, пассив, перрон, пессимизм, пресс;

 

рессора, ролл; сателлит, сеттер, силлабический, силлогизм, симметрия, ссора, ссуда, стрептококк, стеллаж, сумма, суррогат;

 

теннис, терраса, террикон, террор, территория, троллейбус, триппер; хлорофилл; цеюлоза; эксце, эипс, эенция.

 

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

 

Примечание 2. Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала, так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться: агрегат (лат. aggregatus), адрес (фр. adresse), апартаменты (фр. appartement), апробация (лат. approbatio), атака (лат. attaque), атрибут (лат. attributum), афера (фр. affaire), афиша (фр. affiche), бизнес (англ. business) - поэтому бизнесмен, но: конгрессмен, кроссмен; буфер (англ. buffer), вернисаж (фр. vernissage), виньетка (фр. vignette), волейбол (англ. volleyball), галета (фр. galette), десерт (фр. dessert), канонада (фр. cannonade), офицер (нем.Offizier), пудинг (англ. pudding), ресурсы (фр. ressources), тротуар (фр. trottoir).

Категория: Разработки уроков | Добавил: Ледистар (16.10.2010)
Просмотров: 43212 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.9/8
Всего комментариев: 2
2  
naughty dating sites http://loveepicentre.com/articles.php definition of dating exclusively

1  
Разошлю Вашу рекламу на 160000 форумов 50$.Реклама корма
got567(собачка) mail(сюда точку) ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск