Вторник, 26.09.2017, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "Гимназия №1 г. Кувандык Оренбургской области"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Моя педконцепция

                                                                              Постигнуть сердцем

всё     возможно

                 непостижимое уму

                                           К. Фофанов 

   Моя педконцепция                

Учитель - «универсал». О ком эти слова? Этот эпитет  по праву  относится к учителю начальных классов. Всем известно, что учитель начальных классов одновременно учитель математики, словесности, истории, естествознания, а ещё он - воспитатель. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком согрей руки. Учителю, надо всегда помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души, ведь учитель начальных классов по своему призванию навсегда прописан на планете Детства. (Недаром, в качестве эпиграфа я выбрала слова К. Фофанова). 

     Ядром моей педагогической философии является убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. Независимо от пола,  внешности,  здоровья,  ума, манер,  характера, способностей,  он  «запечатанный  источник». Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он - мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и, конечно,  ошибку. И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего «я». Цель рождает принципы. Их немного: оптимальность и ёмкость учебного процесса; личностный подход; креативность: от творчества учителя к творчеству ученика.

     Эти принципы определили моё  педагогическое кредо.  Я считаю, что единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях - создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Самое главное, чтобы ученик был успешным в жизни, а для этого нужно, чтобы он был личностью, осознающей свои  сильные и слабые стороны.  Задача учителя усилить его сильные стороны и ослабить слабые.

Три моих «всегда» и три моих  «никогда».

- Всегда быть надеждой для ученика и гарантировать успешность каждого и удовлетворение его потребностей в знаниях, дать возможность  чувствовать, что у него своя  «искра божья».

- Всегда дарить себя детям, быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика.

-  Всегда выбирать себе большие цели, вселять оптимизм, уверенность и личностную самостоятельность каждому ребенку.

- Никогда не быть равнодушной к поступкам, высказываниям и душевному состоянию учеников.

- Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником.

- Никогда не останавливаться в поисках разнообразных приёмов и методов обучения, учитывающих специфику возраста и интереса к учебе.

       В основе моей педагогической деятельности лежат методологические принципы, основой, которых являются философские аспекты. Каков главный вопрос философии? Конечно, быть или не быть? Быть! И вот я есть. С ранних лет я стала задавать себе другие вопросы: кем быть? Какой быть? Какой след оставить на этой земле? И тогда за частоколом этих острых вопросов призрачно вставал ответ: посвятить себя самому дорогому на Земле – нашим детям, будущему.

Конечно, когда я выбирала профессию, возможно, не думала о её значимости. Просто я любила жизнь,  просто верила в счастье, просто любила детей. Но уже тогда я знала: буду только учителем. Трудно сказать, почему так сложилось. Я из учительской семьи. Может быть, к этому шагу меня подтолкнула любовь к этой профессии, которая пришла ко мне через обожествление своей мамы - учителя географии. Её педагогическая деятельность началась в трудное послевоенное время и с самыми трудными детьми – детьми войны. Она была для меня примером воспитателя,  друга детей, поэтому труд педагога я примеряла на себя ещё школьницей. Итак, я получила профессию учителя, стать им мне еще предстояло. И новый вопрос одолевал мои мысли:  Каким должен быть современный учитель? Вот мой ответ.

Мой педагогический стаж 28 лет. И всегда я испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был  радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли, ценность личности только через успехи в учёбе,  чтобы ребёнок  рос здоровым. Работая по традиционной

методике, интуитивно чувствовала, что удовлетворение не получаю. С 1991

года стала целенаправленно вносить в свою работу элементы развивающего обучения, рекомендации учителей – новаторов, собственные методы и приёмы создания положительного эмоционального фона учения и развития жизненных ресурсов школьников, формирования  здорового образа жизни. В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. В основе её лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом составляют мою педагогическую философию. Я стремлюсь, чтобы урок был не только образовательным, но и человекоформирующим. Урок – это «неспешное общение» (по словам В. Астафьева), то есть внимательное всматривание в мир человека. Я призываю себя не спешить, неспешность общения исключает равнодушие, рождает тонкость мировидения.

Вспоминая свои школьные годы, я вижу, что самые яркие представления, весь эмоциональный источник мышления пробуждался под влиянием литературы. «У каждого человека — не часто, не искусственно, но само собой, и только в день очень хороший среди других просто хороших дней — наступает потребность оглянуться, даже побыть тем, каким был когда-то» (А. Грин). Литература -  ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума. А разве мы, учителя, должны лишать ученика радостей духовной жизни? Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире фантазии, сказки, творчества, движения. Моя профессиональная задача – урок не строить, а творить. Вот и ещё один принцип, без которого невозможны ни открытия, ни взаимопонимания.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что за громкими словами моя «педагогическая философия», которыми я назвала эту работу, скрывается

очень простая и очень здоровая мысль: педагогическая вера, надежда и любовь. И мне бы хотелось, чтобы про меня сказали: «состоявшийся учитель». Вслушайтесь в это слово – «состоявшийся». Как оно похоже на слово «остановившийся». В нем звучит слово «остановка». Но «учитель перестаёт быть учителем, если он перестает учиться». Поэтому я бы хотела быть вечным учеником, чтобы вместе с моими детьми учиться, открывать «новое», изобретать и каждый раз радоваться этим изобретениям. Я не хочу останавливаться. Именно поэтому я не ставлю здесь точку, а ставлю…

Категория: Мои статьи | Добавил: Ледистар (16.10.2010)
Просмотров: 1569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск