Вторник, 26.09.2017, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "Гимназия №1 г. Кувандык Оренбургской области"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Информационно-педагогический модуль

Информационно-педагогический модуль

(обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ ««Гимназия №1 города Кувандыка Кувандыкского района  Оренбургской области»

Тимашевой Надежды Васильевны)

 

Тема: «Формирование познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий»

 

1. Теоретическая база опыта.

Вопросам  применения информационных технологий в школьной практике на современном этапе развития системы образования посвящены многие исследования (Д.Солпостер, Д.И. Бэленел,  Б.Сутирин, Б.С. Гершунский,  А.П. Ершов,  B.C. Леднев, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.). При этом особое значение придаётся проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности, учащихся при овладении ими содержанием образования (Т.М.Клейман, Л.Ш.Леверберг, С.П.Манукян, Видерхольд, Д.В. Зарецкий, З.А. Зарецкая и др.)

Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И.Варченко, А.А.Витуховская, С.П.Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.

2. Актуальность.

У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%. 

Это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования, каковы эффективные условия, методы, формы и средства формирования познавательного интереса у младших школьников, отвечающие современным и перспективным задачам педагогической практики?  Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- принцип сознательности и активности, учащихся в обучении;

- принцип научности;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

 - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

4. Условия возникновения проблемы, становления опыта: 

Появление компьютеров, компьютерных игр, новых образовательных программ вступают в противоречия с целями и задачами школы. На первый план выступает необходимость внедрения новых средств обучения для повышения мотивации, интереса к учебе, организация учебного процесса в свете новых требований жизни. Появляются компьютерные классы в школах, образовательные и развивающие компьютерные программы, что заставляет по-новому взглянуть на организацию учебного процесса в начальной школе.

5. Сущность.

Информационно-коммуникативные технологии – одно из самых эффективных средств в развитии мотивации к обучению. Если видеофильмы давно и прочно вошли в процесс обучения, то компьютерные технологии постепенно. Но уверенно занимают свое место в образовательном процессе.

В педагогической работе постоянное использование информационных средств служит повышению качества обучения, развитию познавательного интереса к предмету.

Применение имеющихся  учебных электронных пособий возможно  на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения практических работ, получения дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью следует использовать все электронные учебники, которые имеются в школе.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

            В чем видит педагог преимущества использования  компьютерных технологий:

-  возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют  инициативу и творческое мышление.

6. Основные компоненты опыта:

         На первом этапе исследования проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Изучены виды  медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Обобщен опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.

      На втором этапе проанализирована программа по окружающему миру в 3 классе;  разработана методика  применения информационных средств; разработаны и проведены уроки по некоторым разделам курса «Окружающий мир». По результатам проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности применения ИКТ на уроках в формировании познавательного интереса младшего школьника.

   На третьем  этапе завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства, произведено уточнение теоретических положений.

7. Новизна опыта. 

Новизна исследования заключается в том, что были изучены условия использования компьютера в процессе обучения как фактора формирования познавательного интереса младших школьников, разработаны уроки с использованием ИКТ в начальной школе.

8. Система работы учителя и ее результативность.

На уроках окружающего мира были показаны открытые уроки по темам: «Начало истории человечества», «Значение кровеносной системы», «Пётр І, царь и плотник» и др. Задача учителя - помочь формированию активной жизненной позиции, умению добиваться своих целей, анализировать ситуацию, делать выводы. Для этого нужно вооружить учащихся технологией обучения, начиная с самой первой ступени. Современные технологии: проблемного обучения, проектная,  тестовая, информационная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества (индивидуально-групповая или командно-игровая),  ролевая игра, уроки-исследования, частично-поисковый метод, педагогические мастерские  позволяют добиваться хороших результатов в развитии и обучении школьников.

Разработав систему уроков, направленных на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, проведя опытно-экспериментальную работу, мы получили результаты, показывающие правильность выбранного направления.

По итогам контрольного этапа мы установили, что уровень сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста к предмету «Окружающий мир» стал намного выше. Количество учеников с высоким уровнем интереса возросло с 30% до 53%; результаты среднего уровня повысились с 34% до 42%; количество учеников с низким уровнем познавательного интереса понизилось с 36%  до  5%.


Категория: Методические разработки | Добавил: Ледистар (16.10.2010)
Просмотров: 3989 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск